Приложение 5

ПЕРСОНАЛИИ

В список персоналий включены наиболее известные представители мировой фшософско-антропологической мысли. Каждому ученому, общественному деятелю посвящается краткая общекультурная и биобиблиографическая справка, характеристика. Особое внимание уделено отечественным философам и мыслителям XIX—XX вв. (в т.ч. религиозным), которые стремились с нравственных позиций осмыслить природу внутреннего мира человека и общества.

В случае отсутствия в списке персоналий интересующих вас фамилий рекомендуется поискать их в словарях-энциклопедиях, указанных в перечне литературы.

Адлер Альфред (1870—1937 гг.) австрийский психиатр и психолог, основатель "индивидуальной психологии".

В 1900-х гг. активный участник психоаналитического кружка З. Фрейда. В 1911 г. порвал с Фрейдом и основал собственную школу. В отличие от Фрейда Адлер подчеркивал целостность и внутреннюю непротиворечивость личности и не признавал конфликтов между сознанием и бессознательным. Ввел понятие "жизненного стиля" личности. В качестве одной из основных движущих сил поведения Адлер называл "чувство общности", присутствующее у человека с момента его рождения и выражающееся в стремлении сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. Чувство это необходимо воспитывать для полного развития. Недоразвитость его характеризует людей с патологическими отклонениями психики.

Основные труды: "Наука жить ", "Смысл жизни ".

Андреев Даниил Леонидович (1906—1959 гг.) — русский духовидец, поэт, философ. Сын известного русского писателя Леонида Андреева. Окончил высшие литературные курсы, работал художником, во время Великой Отечественной войны служил рядовым. В 1947 г. репрессирован. Во время пребывания в тюрьме ему открылось духовное видение, впечатления которого изложены в

276

книге "Роза мира". "Роза мира" — всемирная церковь, которая должна прийти на смену государству. Основной труд - "Роза мира".

Ауробиндо Шри (1872-1950 гг.) - выдающийся индийский философ, поэт, йогин. Основатель направления интегральной йоги.

В молодости увлекался политической деятельностью, боролся за освобождение Индии от британского владычества. В 1908 г. во время пребывания в тюрьме на него снизошло откровение.

Основные идеи Ауробиндо:

В основе действительности лежит сознание - сила (всякое сознание сила, все силы сознательны). Она тождественна Абсолюту, Брахману, который всегда находится в состоянии эволюции-деволюции. Постигнуть Абсолют, стать в полной мере сознательным можно лишь, объединив методы всех 4 индийских йог (карма, джняна, раджа и бхакти).

Нирвана не вершинная ступень человеческого освобождения от пут раздробленного на "точки зрения" материального мира. Она — промежуточная инстанция, где человек утрачивает собственное "Я", чтобы потом обрести его на новом уровне. Уровень Сверхсознательного, сохраняя "Я", позволяет людям видеть мир одновременно со всех точек зрения.

Духовные озарения йогинов не решают земных человеческих проблем (мир, проблему смерти), поэтому необходимо и возможно низвести дух в материю, просветлить человеческое тело изнутри, сделать каждую клеточку сознательной, и тогда люди будут бессмертны и счастливы.

Основные труды: "Синтез йоги", "Тайна вед". Человеческий цикл ", "Жизнь божественная ".

Бердяев Николай Александрович (1874—1948 гг.) один из наиболее значительных представителей русской философии XX в.

Подобно многим представителям наиболее образованной части интеллигенции, в конце прошлого столетия испытал увлечение "легальным марксизмом" и даже арест и ссылку. Однако под впечатлением кровавого опыта революции 1905 г. он вместе с другими видными отечественными интеллектуалами (С.Н. Булга-

277

ков, П.В. Струве, М.О. Гершензон, С.Д. Франк и др.) перешел на позиции идеализма. В 1922 г. был выслан из России с большой группой единомышленников, не принявших революцию 1917 г. Жил во Франции, где приобрел мировую известность как национальный русский мыслитель и один из основоположников экзистенциализма. В центре его творчества — проблема свободы и ее осуществление в жизни человека и человечества, осмысление истории и места России в мировом развитии.

Основные труды: "О назначении человека ", "Судьба России ", "Философия свободного духа ".

Булгаков Сергей Николаевич (1887—1944 гг.) русский религиозный философ и богослов, экономист, общественный деятель и литературный критик. Один из идейных руководителей русского студенческого христианского движения. Наряду с Н.А. Бердяевым, С.Л. Франком является одним из наиболее авторитетных представителей русского духовного возрождения, так называемого "серебряного века" (XIX—XX вв.). Поборник единства философского, религиозного и научного знания. Был университетским профессором в Киеве, потом в Москве. Затем отошел от материалистической идеологии, посвятив себя религиозной философии. В 1922 г. как не принявший Октябрьскую революцию был выслан из страны. Жил в Париже, руководил созданным им Православным богословским институтом.

Основные работы: "От марксизма к идеализму", "Свет невечерний".

Вебер Макс (1864—1920 гг.) - знаменитый немецкий ученый, социолог, экономист, историк.

Одна из ведущих тем его работ — мировые религии, в их взаимодействии с экономикой, политикой и культурой. Создатель новой науки — социология религии. Определяющую роль в мировой истории отдавал не экономическим, а духовно-религиозным факторам и считал, что миром людей должны править не потребительство, а Истина, Добро и Красота.

Основные труды: "Протестантская этика и дух капитализма (1904-1905 гг.), "Хозяйственная этика мировых религий" (1915 г.). Их главная идея — прямая обусловленность экономиче-

278

ской жизни отдельных стран и народов сложившимися в них религиозно-этическими нормами. При этом, чем более "рациональна" и менее "мистична" та или иная конфессия (а более рационален протестантизм), тем заметнее ее хозяйственная целесообразность, обычно убывающая с Запада на Восток (ср. протестантизм и православие).

Вейнингер Отто (1880-1903 гг.) - австрийский философ. Известен своей книгой по критике культуры ("Пол и характер"), в которой он развивает метафизику пола и резко противопоставляет нравственную и духовную ценность мужчины инстинкту и духовной подчиненности женщины.

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945 гг.) выдающийся российский естествоиспытатель и мыслитель, создатель учения о биосфере и ноосфере.

Органически соединил в своем обширном творчестве естественнонаучное и гуманитарное видение мира, науки о земле и "живом веществе" с науками о человеке и обществе, тем самым создавая всеобъемлющее учение будущего, рассматривающее судьбы человечества в неразрывном единстве с природой и Космосом (антропокосмизм).

Учение о ноосфере (от греч. "ноос"'— разум и "сфера" — шар), как продолжении и высшей форме биосферы. Вернадский выдвинул гипотезу о том, что наряду с другими видами энергии и биохимической энергией живого вещества с появлением на Земле человека начинал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты. Переход к ноосфере он связывал с достижениями науки и широким развитием демократии, с преодолением всех форм тоталитаризма и политического насилия над личностью.

Основные труды: "Биосфера", "Научная мысль как планетное явление".

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831 гг.) выдающийся представитель немецкой классической философии.

279

Происходил из семьи высокопоставленного чиновника, в 1793 г. окончил Тюбингенский университет, работал профессором философии в Йене, Гейдельберге и Берлине.

Историю человечества и культур Гегель рассматривал как продукт развития некой объективно существующей "абсолютной идеи", "мирового духа", "мирового разума", которьм подчинены судьбы отдельных людей. Знаменитая формула Гегеля "Все разумное действительно; все действительное разумно" означает то, что, какими бы ни были поступки людей, они "работают" на осуществление "абсолютной идеи".

Основной труд: "Феноменология духа".

Гоббс Томас (1588—1679 гг.) английский государственный деятель и философ.

По Гоббсу, человеческая природа первоначально побуждается только эгоизмом-стремлением к самосохранению и наслаждению. Мышление есть связывание и разделение, сложение и вычитание имен; мышление есть счет.

Основная работа: "Начальные философические основания о гражданине".

Гумилев Лев Николаевич (1912—1992 гг.) русский философ, историк и этнограф. Сын известных русских поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева.

Разработал концепцию этногенеза. Исторический процесс Гумилев рассматривал как динамику жизни и взаимодействия этносов, где этнос - это группа, имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим и обладающая едиными стереотипами поведения. Этносы цементируются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадение или несовпадение вибрации разных этносов делает их дружественными или враждебными.

Основной труд: "Этногенез и биосфера Земли ".

Дарвин Чарльз Роберт (1809—1882 гг.) - английский естествоиспытатель, создатель научной эволюционной теории в биологии.

280

Дюркгейм Эмиль (1858—1917 гг.) французский философ и социолог, профессор Сорбонны.

Рассматривал человека и общество в тесной связи, которая по отношению к индивиду является принудительной. Отдельная личность поглощается личностью коллективной. Законы и формы мышления также являются коллективными представлениями.

Основная работа: "Метод социологии о разделении общественного труда ".

Ильин Иван Александрович (1882—1954 гг.) русский религиозный философ, теоретик и историк религии и культуры.

Окончил с золотой медалью и дипломом первой степени классическую гимназию и юридический факультет Московского университета, где остался приват-доцентом. После 1917 г. занял резко отрицательную позицию по отношению к новой власти и в 1922 г. был выслан из СССР. Стоял на позициях русского православия, патриотизма и государственности.

Религиозный смысл философии видел в том, что ее предмет есть Бог, и считал, что философ, который не воспитал себя, не подготовился к акту совести и не имеет определенного нравственного опыта, не может заниматься этикой — учением о нравственности, добре и добродетели. Путь философствования, по Ильину: "Сначала — быть, потом — действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть и опасного, и даже мучительного делания — философствовать". Считал возможным противостоять злу силой.

Основные труды: "О сопротивлении злу силой " (1925 г.), "Путь духовного обновления ", "Путь к очевидности ", "Основы христианской культуры ", "Религиозный смысл философии".

Кант Иммануил (1724—1804 гг.) родоначальник немецкой классической философии.

Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил университет (1745 г.) и там же был впоследствии доцентом, затем профессором.

Научные интересы: математика, медицина, география, физика, астрономия, психология, философия.

281

Нравственное осознание феномена культуры. Кант считал главной направляющей силой культуры "нравственный закон", который живет (или должен жить) в каждом из людей; человечеством правит и ведет его вперед нравственность отдельной личности, сливающаяся с другими нравственностями и неотделимая от веры и религии.

Защита личности и объединяющих всех людей моральных идеалов созвучна современным взглядам на культуру, делающим акцент на ее общечеловеческой сущности.

Наиболее известные труды: "Критика чистого разума" (1781 г.) (строго "научное" знание не всемогуще, компетенция разума ограниченна, он должен быть дополнен верой, которая необходима людям для борьбы со злом, царящим на земле), "Критика практического разума" (1783 г.) (корень культуры следует искать в сфере морального, а моральное неотделимо от свободы, учение о "категорическом императиве" как об основном законе этики: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали все люди; не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе). При соблюдении этих положений, тесно связанных с христианством, можно было бы побороть зло и насилие.

Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 гг. до н.э.) - выдающийся мыслитель, государственный чиновник и педагог Древнего Китая, создатель философской школы конфуцианства, сочетавшей признаки идеологии и религии. Задолго до христианства он сформулировал основной нравственный принцип: "Чего не желаешь себе, того не делай и другим". Китайская цивилизация в целом в значительной мере формировалась под влиянием конфуцианства.

Конфуций происходил из знатной разорившейся семьи. В 22 года начал педагогическую деятельность, став "ученым-книжником". Занимался изучением и толкованием древних книг и историей страны.

В центре учения — идеальный человек и его нравственные качества, обеспечивающие процветание общества. Основные принципы совместной жизни людей, по Конфуцию, — человеколюбие ("жень") и почтительность ("ли"). Конфуций придавал большое значение учебе и воспитанию как способам общего повышения культуры народа, но считал, что лишь представители высших со-

282

 

словий могут обладать мудростью, которая основана у них на наследственном знании, являющемся наиболее совершенным видом знания.

Во II в до н.э. принципы конфуцианства были канонизированы, сам философ обожествлен, а его могила и дом стали местом паломничества.

Основной труд: "Беседы и суждения".

Кьеркегор Серен (1813-1855 гг.) - датский религиозный философ, представитель экзистенциализма.

Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой; в конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами.

Рассматривая человека как "экзистенцию", Кьеркегор анализирует ее "бытийную структуру", вводя такие понятия, как "страх", "трепет", "отчаяние", "решимость". Кьеркегор установил три способа существования личности: эстетический, этический и религиозный. Последний он считал наивысшим.

Основные произведения: "Страх и трепет", "Понятие страха ".

Лебон Гюстав (1841—1931 гг.) французский социальный психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретическому и экспериментальному естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма. Выдвинул один из первых вариантов теории "массового общества". Отождествляя массу с толпой, предвещал наступление "эры масс" и связанный с этим упадок цивилизации. Подчеркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, которыми в этом случае управляет закон "духовного единства толпы". Поведение индивида в толпе, по Лебону, радикально меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрачивается чувство ответственности.

Основные труды: "Психология народов и масс", "Психология социализма", "Эволюция материи".

Леви- Строс Клод (1908 г.) французский этнограф, антрополог и философ культуры.

283

Родился в еврейской семье художника, учился в Сорбонне на философском факультете, в молодости увлекался социалистическими идеями. В 1935—1938 гг. находился на преподавательской работе в Бразилии, где после знакомства с жизнью местных индейских племен стал заниматься этнографией и антропологией. Работал вице-директором Антропологического музея в Париже, много лет был профессором Коллеж де Франс. Член Французской академии.

Изучал анализ структур мышления и "естественного" человека независимо от давления цивилизации, индивидуального сознания и выбора; коллективное бессознательное, в котором искал корни мифологии и искусства; доказывал психологическое равноправие и равноценность всех, даже самых "отсталых" этносов и народов.

Основная работа: "Первобытное мышление".

Локк Джон (1632—1704 гг.) английский философ, психолог, педагог.

Родился в семье провинциального адвоката. Окончил Оксфордский университет, получил степень бакалавра, затем магистра.

Член Лондонского естественнонаучного общества. Занимал крупные должности в высших правительственных учреждениях.

Локк первьм из философов подверг анализу и систематизации познавательные возможности человека.

Локк считал, что знание основывается на опыте и от него происходит, а вопрос о материальности и нематериальности души лежит за пределами человеческого познания.

Отрицал врожденность идей, какими бы они ни были теоретическими или этическими. Сознание, по Локку, чистая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание.

Основная работа: "Опыт о человеческом разуме ".

Ломброзо Чезире (1836—1910 гг.) итальянский медик и представитель криминалистической психологии, профессор. Выдвинул теорию о "врожденном преступнике".

284

Считал, что существует особый тип человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков.

Основное произведение: "Гениальность и помешательство".

Парето Вильфредо (1848—1923 гг.) итальянский социолог и экономист.

Математически обосновал взаимосвязь всех экономических факторов, включая цену.

Выступил с законом распределения доходов (закон Парето).

Выдвинул концепцию циркуляции (смены) элит как основы общественных процессов.

Паскаль Блез (1623—1662 гг.) французский математик, физик, мыслитель. Родился в дворянской семье. С детства и во взрослые годы был очень болезненным.

С раннего детства отличался недюжинными способностями. В 16 лет написал трактат о конических сечениях, за что получил всеобщее признание ученых мира.

Построил модель арифметической, т.е. счетной, машины.

В 1647 г. Паскаль приехал в Париж для лечения и встретился с философом Рене Декартом. В 30 лет Паскаль пережил духовный кризис, религиозное обращение, вследствие чего удалился в монастырь.

Паскаль — "философ человека", его мировой роли, сущности и места.

Основные произведения: "Опыт о конических сечениях ", "Об искусстве убеждать ".

Печчеи Аурелио (1908—1984 гг.) видный итальянский экономист, предприниматель и организатор науки.

Происходил из семьи среднего достатка. Окончил экономический факультет Туринского университета.

В юности увлекался Марксом, принимал активное участие в антифашистском движении Сопротивления, арестовывался и подвергался пыткам (1944 г.).

285

После войны в качестве менеджера фирмы "Фиат" объездил весь мир, увидев его современную неустроенность, беды и проблемы. Став весьма богатым человеком, он в 1968 г. по собственной инициативе основал Римский клуб, куда привлек около сотни выдающихся ученых и общественных деятелей из разных стран. Началось изучение "глобальных проблем", т.е. проблем, захватывающих ныне все человечество и от решения которых зависит само существование цивилизации на нашей планете: гонка вооружений и угроза ядерной войны; загрязнение окружающей среды и Мирового океана; истощение природных ресурсов; бесконтрольный рост народонаселения; углубление неравенства стран и регионов; расширение зоны нищеты и голода.

Судьбы всей экосистемы Земли, согласно Печчеи, зависят от принятия людьми "нового гуманизма", основными качествами которого являются чувство принадлежности к единому человечеству, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию.

Основной труд: "Человеческие качества " (19 77 г.).

Пригожий Илья — профессор Брюссельского университета, лауреат Нобелевской премии, специалист в области физики, крупнейший теоретик в области системного анализа.

Розанов Василий Васильевич (1856—1919 гг.) русский религиозный философ, писатель, критик.

Родился в бедной провинциальной семье, рано остался без родителей. Учился в гимназии. Окончил историко-философский факультет Московского университета. Работал гимназическим преподавателем в Смоленской и Орловской губернии. Позднее был на государственной службе, вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. Умер в нищете в послереволюционные годы.

Перводвижущей стихией жизни он полагал пол, рассматривая любовь, семью, деторождение как источник творческой энергии индивида, его бессмертия (в стихии рода) и духовного здоровья нации.

Основные труды: "О понимании ", "Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского ".

286

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900 гг.) — вершина русской философии "серебряного века", богослов, поэт, публицист, литературный критик.

Все творчество Соловьева пронизано поисками ответа на вопрос: что есть Истина, Добро и Красота в их взаимосвязи и вселенском развитии. Наиболее полно исследовано Добро как некая идеальная сущность, как норма и должное. Три "кита", на которых держится нравственность: чувства "стыда", "сострадания" и "благоговения перед жизнью".

Главнейшие сферы, где формируется человек как личность: семья, народ и все человечество, а не классы, сословия или другие, более мелкие социальные общности.

Связывал философское творчество с положительным ответом на вопрос: "Быть или не быть правде на Земле?", понимая правду как реализацию христианского идеала.

Пафос философии Соловьева - борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.

Научная деятельность - свободное творчество в области философии, нетрадиционного богословия и литературы.

Основные сочинения: "Оправдание добра" (1897 г.), "Философские начала цельного знания ".

Последователи — русские религиозные философы "серебряного века": Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Сорокин Питирим Александрович (1889—1968 гг.) русско-американский социолог, гуманитарий самого широкого профиля.

Выходец из социальных низов российской "глубинки", сам зарабатывал с детства себе на жизнь и сумел получить среднее образование. Был членом партии эсеров. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Остался в нем в качестве доцента. В 1922 г. был выслан из страны. В США стал деканом социологического факультета в Гарвардском университете, председателем Американской социологической ассоциации.

Автор теории "циклической флуктуации" исторического процесса, согласно которой в истории человечества на протяжении тысячелетий последовательно сменяются, повторяясь, три типа социокультурных суперсистем: "идеациональный", где преобладает вера и самоотречение; "чувственный", где господствует тяга

287

к наслаждению и потребительству; "идеалистический" как синтез первого и второго, где чувство уравновешивается разумом, а вера — наукой.

Современная "чувственная" (или потребительская) культура Запада, согласно Сорокину, переживает очередной глубокий кризис, и ее естественный путь — возвращение к духовным религиозным ценностям, вере и самоотречению как условиям сохранения человечества.

Тард Габриель (1843—1904 гг.) французский криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс.

По Тарду, основной функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция); основные социальные процессы — конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид присваивает нормы, ценности и нововведения.

Основные работы: "Законы подражания ", "Социальная логика".

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955 гг.) французский философ, ученый (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и католический теолог. Выходец из культурной католической семьи, окончил иезуитский колледж. Член ордена иезуитов (1899 г.), священник (1911 г.). Видел свое жизненное призвание в радикальном обновлении христианского вероучения в соответствии с современной наукой. Был изгнан церковными властями из Франции. По Тейяр де Шардену, человек — наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органического мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции неорганического мира. Стадии эволюции, по Тейяр де Шардену: "преджизнь" (литосфера), "жизнь" (биосфера), "феномен человека" (ноосфера), "Омега" (символическое изображение Христа). Наряду с В.И. Вернадским считается создателем теории ноосферы.

Основная работа: "Феномен человека".

Тойнби Арнольд Джозеф (1889—1975 гг.) - британский философ, историк и социолог, автор оригинальной концепции исто-

288

 

рии и культуры человечества. Происходил из английской интеллигентной семьи.

Окончил Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в Афинах (Греция). С 1919 по 1955 г. был профессором греческой, византийской, позднее — всемирной истории в Лондонском университете. Руководил Королевским институтом международных отношений.

Последователь Данилевского и Шпенглера, Тойнби развил представление о круговороте локальных цивилизаций, сравнивая этот процесс с биологической эволюцией. История представляется в виде "вызова окружающей среды" и адекватного "ответа" той или иной цивилизации. При отсутствии "ответа" она обречена на упадок и гибель. Прогресс человечества усматривается в единстве мировых религий и переходе ко "вселенской" религии.

Основные работы: "Постижение истории", "Цивилизация перед судом истории ".

Франк Семен Людвигович (1877—1950 гг.) русский религиозный философ и психолог, профессор Саратовского и Московского университетов.

В 1922 г. выслан из Советской России. Жил в Германии, Франции, Великобритании. Разрабатывал проблемы логики, гносеологии, метафизики, антропологии, этики. Основной мотив его философии - стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. Бытие можно постичь, если соединить рациональное и трансрациональное. Полное постижение бытия невозможно. Непостижимое окружает человека со всех сторон. В антропологии Франк исходит из духовности как основы человеческого бытия.

Главные работы: "Философия и жизнь", "Предмет знания", "Душа человека", "Духовные основы общества", "Непостижимое", "Метафизика человеческого бытия".

Фромм Эрих (1900—1980 гг.) — немецко-американский социолог и психолог, представитель психоаналитического направления, сотрудник института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. В 1935 г. эмигрировал в США.

289

Исследовал проблемы противоречивой природы человека, его исторической судьбы, его способности видеть мир реально, без пелены иллюзий. Последователь К. Маркса и З. Фрейда. Фромм считал необходимым разоблачать иллюзии нашего сознания, находить истину и делать ее орудием изменений прежде всего нашего собственного внутреннего мира и поведения. Главная задача этих изменений — раскрепощение творческих сил человека, его способности быть открытым в коммуникации, радоваться и созидать.

Основные труды: "Разумное общество ", "Искусство любви", "Душа человека", "Иметь или быть", "Анатомия человеческой деструктивности ", "Психология и этика ", "Бегство от свободы ".

Фрейд Зигмунд (1856—1939 гг.) знаменитый австрийский психолог, невропатолог, психиатр, профессор Венского университета. После захвата Австрии Германией (1938 г.) эмигрировал в Великобританию.

Создатель двух новых отраслей знания — психоанализа и фрейдизма. Во фрейдизме произошло органическое слияние психиатрии с такими науками, как социология, общественная психология, этнография, религиоведение, искусствознание. Основная идея фрейдизма: культура, и особенно ее важнейшая часть - искусство, есть результаты превращения ("сублимации") психобиологического, главным образом сексуальной энергии человека ("либидо"), в духовные и материальные культурные ценности.

Убежденный атеист и критик религии, 3. Фрейд предложил ее объяснение как "особой формы коллективного невроза".

Создатель Венского психоаналитического общества (1908 г.). Другой важный вклад Фрейда — его исследования так называемого "бессознательного" - той глубинной и "темной" области человеческой психики, которая связана преимущественно с художественным творчеством.

Последователи: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер. Главные работы: "Введение в психоанализ" (лекции), "Психология бессознательного", "Толкование сновидений", "Тотем и табу".

290

Швейцер Альберт (1875—1965 гг.) немецко-французский мыслитель, врач, музыковед.

Вначале изучал теологию и философию в Страсбургском университете и Сорбонне и, обладая блестящими способностями, начал "делать карьеру" и как ученый, и как музыкант, но затем решил связать свою жизнь с христианским учением, призывающим любить людей и помогать им. Для этого он окончил медицинский факультет, защитил докторскую диссертацию (1912 г.) и уехал в далекую африканскую страну Габон, где на собственные средства основал больницу для туземцев. Их лечение и просвещение, а также охрана окружающей среды стали главным делом его жизни. В 1953 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Вдохновленный религиозной идеологией, Швейцер считал, что современная западная культура находится в глубоком кризисе именно из-за упадка веры и связанной с ней духовности.

В понятие нравственности он включал не только разумеющиеся отношения между людьми, но и их отношения ко всему живому. Таким образом, он стал одним из духовных отцов экологии.

Как философ Швейцер увековечил свое имя оригинальной доктриной "благоговение перед жизнью", провозглашающей: "Я — жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить".

Основные труды: "Благоговение перед жизнью", "Философия движения в защиту животных" (1950 г.), "Гуманность" (1961 г.), "Путь к миру сегодня " (1963 г.), "Упадок и возрождение культуры", "Философия культуры": 4.1 "Культура и этика. Философия культуры", 4.2 "Мистика апостола Доела".

Шопенгауэр Артур (1788—1860 гг.) - немецкий философ, идеалист.

Родился в обеспеченной купеческой семье, обучался коммерции, медицине, философии в самом знаменитом Теттингенском университете, затем в Берлинском.

С юности был пессимистичен, самонадеян, честолюбив, мнителен. В совершенстве владел английским, французским, итальянским и испанским языками.

291

 

Считается автором термина "пессимизм" (от лат. pessimus, т.е. наилучший). Первым всесторонне исследовал человеческий эгоизм.

Преподавательская карьера Шопенгауэра не задалась. Большую часть времени проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры в окружении бюстов Канта, портрета Гете, бронзовой тибетской статуи Будды. Любимое занятие — чтение.

По Шопенгауэру, воля — это все; мир - представление для меня Всего, что существует для познания.

Шпенглер Освальд (1880-1936 гг.) - немецкий философ, историк, представитель философии жизни.

Противопоставлял в процессе познания "живую" интуицию "мертвому" рационализму. Считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной, культурой. Автор наиболее распространенной трактовки различий между понятиями "культура" и "цивилизация".

Один из основоположников современной философии культуры. Рассматривал культуру не как единую общечеловеческую, а как расколотую на отдельные культуры. Таких культур восемь:

египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), "фаустовская" (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждой из них отмерен свой срок существования — около 1000 лет. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. *

Необычна творческая биография Шпенглера. Сын мелкого почтового служащего, он смог закончить лишь среднюю школу, где изучал математику и естественные науки: историю, философию и искусствознание. Изучал самостоятельно, став примером выдающегося самоучки.

Основная работа: "Закат Европы" (1918 г.) — книга о судьбе западноевропейской культуры в контексте мировой истории.

292

Штайнер Рудольф (1861—1925 гг.) — немецкий философ-мистик теософского плана, искатель духовного знания и света, писатель. Работал над объединением различных вероисповеданий в универсальную религию. Автор оригинального подхода к исследованию духовных сил человека, раскрытию его тайных способностей через особую систему самовоспитания. Основатель антропософского общества.

Основная работа: "Путь к посвящению " (1911 г.).

Хейдеггер Мартин (1889—1976 гг.) немецкий философ-экзистенциалист. Воспитанник иезуитов.

Работал профессором в Марбурге, затем в Фрейбурге. Анализ человеческого существования привел Хейдегтера к созданию так называемой фундаментальной онтологии. Страх как состояние характеризует существование человека. Существование — это забота, которая заложена заранее.

Основной труд: "Бытие и время".

Юнг Карл Густав (1875—1961 гг.) самый талантливый последователь Зигмунда Фрейда, швейцарский психиатр, психолог, исследователь культуры.

К.Г. Юнг родился в небогатой, но интеллектуальной семье протестантского священника, получил высшее медицинское образование. С 1907 по 1913 г. сотрудничал с Фрейдом, был президентом Международного психоаналитического общества. После разрыва с учителем (главной причиной послужило то, что в отличие от Фрейда Юнг понимал под "либидо" не столько сексуальность, сколько психическую энергию вообще, справедливо обвиняя Фрейда в "пансексуализме") возглавлял Международное общество психотерапевтов, опубликовал большое количество трудов по психологии, религии, мифологии, этнографии, художественному творчеству, восточным культурам (Собрание сочинений составляют 19 томов).

В отличие от Фрейда Юнг занялся не душой отдельного индивида, а глубинной психологией целых народов и всего человечества. Выдвинул понятие "коллективного бессознательного" и сосредоточился на нем как на самом древнем и "темном" субстрате психики. Истоки групповой "души" стали предметом такого же

293

 

глубокого изучения, как и истоки души отдельной личности. "Коллективное бессознательное" проявляется в архетипах — обычно неосознаваемых и, возможно, генетически обусловленных следах памяти прошлого — первичного опыта, зафиксированного в структуре внутреннего мира человека и передаваемого из поколения в поколение.

Юнг предложил типологию характеров, разделяющую людей на экстравертов (обращенных вовне) и интровертов (обращенных к своему внутреннему миру).

Основная работа: "Йога и Запад".

Ясперс Карл (1883-1969 гг.) - немецкий философ, экзистенциалист и психиатр.

До 1915 г. занимался исследованием проблем психиатрии. Ряд работ посвятил патографии (анализу развития личности и ее творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга, В. ван Гога и Ницше. В дальнейшем занимался преподавательской деятельностью (проф. философии Гейдельбергского, затем Базельского университета).

Коммуникация — центральное понятие всего миропонимания Ясперса. Лишь в коммуникации достигается цель философии — осознание бытия, освящение любви, завершение покоя. Главными понятиями этики Ясперса являются "свобода", "верность", "воля к коммуникации".

Основные труды: "Смысл и назначение истории", "Духовная ситуация времени", "Истоки истории и ее цель".