Ю.Д. Железнов, Э.А.Абрамян, С.Т.Новикова
Человек в природе и обществе
Лекция 2
СИСТЕМООБРАЗОВАНИЕ ВСЕЛЕННОЙ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ
Циклы "Большого Взрыва" и схлопывание Вселенной или её вечное "кипение". — Безответные вопросы науки к "Преджизни, Жизни, Мысли и Сверхмысли " в истории Земли. — Коммуникативность и интегративность квантовых про-
34
цессов как фундамент системообразования во Вселенной. — Универсальный эволюционизм в развитии Вселенной. — Возникновение простейших форм жизни и её эволюция на Земле до уровня животного мира. — Основные компоненты потребностей живых организмов.
К концу XX века естественнонаучное знание позволило людям осознать всю бесконечность диапазона проблем, требующих своего раскрытия, от наблюдаемого макромира, обусловившего вероятность возникновения космоса и жизни в нем, до умозрительных представлений о микромире, поставивших под вопрос саму суть сознания и перспективы общей эволюции Вселенной. Как писал П. Тейяр де Шарден (1957г.). "Наше знакомство с истинными размерами мира могло бы стать опасным, если бы оно осталось незавершенным, лишенным своего дополнения и своей необходимой поправки — познания эволюции, которая одушевляет время и пространство ". И чтобы человек, замерев от ужаса бесконечности, не остановился перед этой опасностью, "чтобы лежащий впереди нас путь мог быть назван открытым ..., нам требуется ... раскрыть до предела самих себя ".
Любая попытка приблизиться к проблеме взаимоотношений Общества и Природы обусловливает необходимость ответить предварительно на вопрос о месте человека в общей системе мироздания, в которой и Природа, и порожденное ею Общество представляют собой ступени эволюции Вселенной. Несомненно, сложившиеся на основе доступного практического опыта представления о мире и бытии в сознании Человека как бесконечных в их пространственно-временной протяженности и разнообразии оформились в достаточно прочные убеждения. Однако колыбелью человеческого разума, вмещающего в себя эти представления о мироздании, является бесконечно малый островок Вселенной, известный нам как планета Земля. Приступая к определению места человека в Природе и Обществе, мы должны начать с соотнесения содержания жизни современного человека с эволюцией Природы и Общества, детьми которого являются все жившие и живущие на Земле люди.
Задача отыскания такого видения осложняется включенностью людей в эволюцию Природы и включенностью в структуру сознания людей глубинных универсальных первооснов эволюции
35
на уровне как коллективного, так и индивидуального восприятия. Именно поэтому все построения единой картины мира и его развития следует начинать с современных представлений, во многом пока гипотетических, о возникновении и эволюции нашей Вселенной в целом.
Математическое описание физического состояния материи и энергии во Вселенной, выполненное в 1924 г. отечественным математиком А.А. Фридманом на основе разработанной в 1910 г. А. Эйнштейном теории относительности, предсказало неизбежность расширения и без того бескрайней Вселенной. Это было экспериментально доказано Хабблом в 1937 г., обнаружившим красное смещение спектров излучения отдаленных, и следовательно, удаляющихся от нас звезд. Несколько позже — в 1987 г. С. Хокингом было представлено теоретическое доказательство того, что у этого процесса около 15 млрд лет назад могло быть начало в виде так называемого Большого Взрыва размером с булавочную головку объема, сосредоточившего все будущее информационное и материально-энергетическое содержание нынешней Вселенной. Для этого явления наука пока не может найти описания или даже аналога для сравнения.
Справедливости ради следует отметить, что такая гипотеза начала эволюции Вселенной разделяется далеко не всеми. Имеется большое количество приверженцев гипотезы постоянного равновесного обращения энергии вакуума в материю во всем пространстве Вселенной, и наоборот, — материи в энергию вакуума через коллапсы материи в локальных черных дырах, обнаруженных не так давно в межзвездном пространстве. Время существования Вселенной в таком равновесном "кипении" исчисляется ориентировочно также в пределах 18-20 млрд лет. Естественно, ни та, ни другая гипотеза не в состоянии дать объяснение того, что было до возникновения нашей Вселенной и откуда взялась первоначальная, не поддающаяся оценке энергия, которая инициировала начало и продолжение эволюции Вселенной. Именно с этого места многие, даже представители научного мира, вынуждены допускать возможность существования высшей всемогущей инстанции бытия, в религиозных учениях называемой Богом. И надо признать, что такое, в общепринятом понятии ненаучное, объяснение исходных начал сотворения нашей Вселенной ничем не от-
36
личается по обоснованности от эмпирически найденных, но не объяснимых с позиций строгой науки формул Ньютона, Эйнштейна, Шредингера, позволяющих в пределах доступного нам опыта достаточно точно описывать существующие во Вселенной причинно-следственные связи.
Известно, что в Библии — книге Бытия в первых двух главах представлена альтернативная концепция эволюции — так называемая доктрина сотворения Вселенной, жизни и Человека на Земле.
Эта доктрина считается альтернативной, постольку поскольку откровение об осознанном сотворении всего сущего вечным и всемогущим Богом содержится только в Библии. Все же иные объяснения происхождения, будь то религиозные, философские или научные, согласно которым совершенный "космос" возник в результате деятельности "богов", или сил природы, или какого-то мистического принципа, воздействовавшего на ранее существовавший "материал" первозданного "Хаоса", по сути, представляют собой в конечном итоге различные формы концепции эволюции. Доктрина же сотворения противостоит концепции эволюции в части происхождения Вселенной и возникновения жизни.
Ключевой вопрос заключается в том, было ли все сущее намеренно создано Богом Библии или же развилось из исходного материала до своей настоящей формы благодаря воздействию природных сил.
Некоторые полагают, что эволюция была избрана Богом как способ творения. Однако это мнение, известное как генетическая эволюция, не получило мирового распространения ни среди признанных лидеров эволюционного мышления, ни среди тех, кто твердо уверен в абсолютной богодухновенности и непогрешимости Писания. По сути дела, выбор между сотворением и эволюцией носит отнюдь не научный характер. Наука как таковая ничего не может сказать о возникновении Вселенной и жизни, ибо она ограничена изучением физических явлений и процессов в их современной форме. И к тому же, как известно, научный подход подразумевает воспроизводимость результатов. А так как доисторические события недоступны для научного экспериментирования, то никто не может научно показать, что произошло миллионы лет назад. Чтобы спроецировать наши знания современных
37
процессов на доисторическое прошлое, мы неизбежно должны ввести некоторые допущения - а это уже сфера философской или религиозной веры, а не науки.
Таким образом, наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть откровения о происхождении мира и жизни, изложенные в Писании, и вопрос о принятии каждым мыслящим Человеком той или иной концепции начала Мира и происхождения жизни на Земле — это не вопрос разума, но исключительно дело предпочтения. Иными словами, это — занятая Человеком позиция, его свободный выбор.
Тем не менее таким научным путем астрофизикам и космологам удалось установить ориентировочный возраст Вселенной (15-20 млрд. лет), а главное, время — 11 млрд. лет, которое понадобилось для образования, наряду с миллиардами прочих, нашей Галактики, в скоплении звезд которой обрела свое место и наша Солнечная система с планетой Земля. Так где-то около 5 млрд лет назад началась история планеты Земля, о материальном состоянии которой в те далекие времена мы можем строить только предположения, ибо экспериментально нам об этом не могут рассказать никакие физические исследования вещества планеты в силу огромного пути эволюционных преобразований его за время существования Земли. За 5 млрд лет Земля сформировалась в уникальную космическую систему, включающую твердое ядро, окружающую его жидкую магму, слой пластичной мантии, тонкий слой литосферы материков и океанического дна, еще более тонкий слой атмосферы. Последние два слоя — литосфера и атмосфера — и явились местом, пригодным для возникновения и существования биосферы. Как всякое материальное тело в космосе, Земля имеет свои внутренние и внешние гравитационное и электромагнитное поля специфической конфигурации, соответствующей положению Земли в космическом пространстве и ее строению. Поразительно, но факт: геологические и палеонтологические исследования литосферы Земли обнаружили в осадочных породах земной коры относящихся ко времени 4 млрд лет назад, останки живых организмов в виде одноклеточных безъядерных прокариот, размножавшихся простым делением и не знавших ограничений срока жизни, кроме прямого губительного физико-химического воздействия среды (рис. 2).
38
Это означает, что 4 млрд. лет отделяют нас от того времени, когда в каких-то неведомых нам геокосмических условиях на Земле возникли простейшие формы жизни. В последующей эволюции они преобразовались в такой поразительный феномен Природы, как человеческое Общество, располагающее не только сознанием своих индивидов, каждый из которых есть Человек, но и коллективным разумом их социального множества. Именно этот порожденный эволюцией Природы разум, обратившись к изучению Природы и своего места в ней, обнаружил, что реально доступная памяти людей история Общества, зафиксированная и сохранившаяся в виде письменности, составляет не более 20 тыс. лет. Правда, раскопки позволяли увидеть некоторые контуры эволюции Общества в виде материальных памятников культуры — остатков строений, скульптур, оружия, предметов быта — в более отдаленном прошлом, но без ясного смыслового содержания и точной датировки. Кроме того, предания, легенды, мифы, за многие тысячелетия многократно устно трансформировавшиеся, в весьма метафоричной и условной форме донесли до нас из глубин истории людей фрагменты и смутные представления о том, что пришлось пережить когда-то. Эти символы в том виде, в каком они дошли до нас, возможно, были непонятны даже людям того времени. Из какого исторического далека способны были легенды и мифы донести до нас искаженное отражение каких-то реальных событий, сегодня определить непросто.
Сопоставляя отрезок времени, когда человечество обрело способность письменно фиксировать события своей истории, — 20 тыс. лет с временем эволюции планеты Земля — 5 млрд лет, мы видим, что отраженное в письменной форме время относится к периоду существования Земли, как высота наперстка относится к высоте Останкинской телебашни. При этом жизнь развивалась на протяжении почти 80% истории Земли, т.е. приблизительно 4 млрд лет, а прямоходящий человек в этой истории насчитывает около 2,5 - 3 млн. лет. Поневоле возникает мысль о том, сколько же раз за эти почтенные сроки могли возникнуть и оборваться человеческие цивилизации по тем или иным причинам — внутри-социального, внешнего геокосмического характера или в результате межвидовой конкуренции в борьбе с другими видами животных, а может быть, и бактерий. При такой временной дистанции
40
эволюции Земли времени для исчезновения следов этих цивилизаций вследствие геологических катастроф или просто распада под влиянием атмосферы, гидросферы, наконец, биосферы — как показывает это соотношение — 3 млн и 4 млрд лет — было более чем предостаточно. Глубже архейских отложений возрастом около 1 млрд лет лежат геологические слои, метаморфозы которых настолько глубоки, завершении и многократны, что можно понять, почему ничего похожего на остатки следов цивилизаций в них не обнаружено. И не должно ли это сегодня пусть не более чем предположение послужить людям нашей цивилизации своеобразным предупреждением-намеком на необходимость более бережного сохранения добрых отношений с Природой вообще и сохранения условий коэволюции Общества и Природы, в частности во избежание очередного обрыва эволюции разума на Земле?
Этапы этой грандиозной эволюционной дистанции — от возникновения Вселенной до не совсем ясной в конкретности, но весьма привлекательной в своем согласии и слиянии с Природой перспективы развития человечества — наиболее четко были определены Тейяр де Шарденом в его удивительной по всеохватывающему замыслу книге "Феномен человека": 1. Преджизнь;
2. Жизнь; 3. Мысль; 4. Сверхмысль. Следует признать, что каждый этап содержит по крайней мере один вопрос, на который наука накануне наступающего XXI века ответа пока не нашла. Так, в физике элементарных частиц и в астрофизике остается без ответа вопрос об исходной энергии эволюции, в биомолекулярной физике и химии о происхождении Жизни. В таких науках о человеке, как психология и нейрофизиология, без ответа остается вопрос о происхождении и сущности сознания Человека. В таких науках об обществе, как история и социология, не вскрыты пока закономерности социоестественной истории взаимодействия Природы и Общества.
Обращаясь к границам доступного естественнонаучному знанию и опираясь на самые последние достижения этого знания, мы должны выделить и обозначить являющиеся на сегодня пока философскими понятия, достаточно надежно установленные в результате эмпирического обобщения: информацию I, энергию Е, Материю G, пространство L, время Т, систему S, эволюцию SТ = f (I, Е, G). При этом следует отдавать себе отчет в том, что работа
41
сознания на границе познанного и пока еще не познанного обусловливает, как утверждал К. Ясперс, допущение философского либо той или иной формы религиозного толкования простирающейся за пределами естественнонаучного знания бесконечности.
Жизнь и разум для Человека представляются безусловной реальностью его собственного существования, так же как и наблюдаемый им мир Универсума, самоорганизующийся в упорядоченную систему из бесконечного начального Хаоса космоса. Системно-информационному междисциплинарному подходу к изучению взаимодействия Человека, Природы и Общества как нельзя лучше отвечает сложившаяся во второй половине XX века общая теория систем, позволившая вплотную подойти к идеям универсального эволюционизма, которые распространяются на все доступные восприятию человека процессы развития мироздания. Трудами Ч. Дарвина, А. Богданова, Н. Винера, В. Вернадского, Л. Берталанфи, И. Пригожина, Н. Моисеева, Ю. Урманцева идеи универсального эволюционизма продвинулись сегодня до уровня не только широчайшего обобщения закономерностей, но и объяснения с их помощью разнообразного спектра явлений в Природе и Обществе. Главные моменты теории универсального эволюционизма включают такие важнейшие понятия, как эволюционное единство системы мироздания, характеристики проявления движущих начал эволюции, принципы динамики эволюционных преобразований, направленность эволюционного процесса. Интересно отметить, что эти понятия, как показано в работах В.Е. Еремеева по исследованию антропокосмических воззрений в древневосточных культурах, издревле не только были предметом пристального внимания мыслителей древнего мира, но и нашли отражение в виде самых необычных для нашего восприятия форм раскрытия их смысла.
В наше время по каждому из указанных выше моментов теории универсального эволюционизма сложились достаточно серьезные научные разработки:
1. Эволюционное единство системы мироздания, выражающееся в открытости самоорганизации космосистемы и всех ее подсистем, рассматривается эволюционикой Ю. Урманцева, в которой присутствуют все логически возможные типы связей под-
42
систем в системах, обусловливающие вариации разветвления их развития. Именно где-то здесь происходит пересечение современного знания с учением о числах Пифагора, с Каббалой, с энеаграммами в древнекитайских и древнеиндийских рукописях.
2. Характеристики проявления движущих начал эволюции, выражающиеся в механизмах объединения подсистем в системы, по всей видимости, должны быть связаны с известными науке четырьмя типами взаимодействия ядерных частиц атома (электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое). При всех возможных комбинациях эти взаимодействия способны породить либо притяжение-отталкивание по причине Е и G, либо резонансную коммуникативность по причине I. Все остальное в эволюции приходится на комбинаторику этих взаимодействий по определенным правилам, изложенным Ю. Урманцевым в эволюционике. Это обусловливает на каждом уровне системообразования проявление присущих именно этому уровню связей, трансформированных из вышеуказанных первоосновных. Заметим, что П. Тейяр де Шарден в свое время определил два вида взаимодействия элементов эволюционирующей природы как "тангенциальное" — коммуникативное и "радиальное" — интегративное.
3. Принципы динамики эволюционных преобразований, отразившиеся в циклах коллективация (i)-индивидуация-бифуркация-коллективация (i+1) как типовом осуществлении неустойчивости, обеспечивающей развитие всех систем, изложены в работах И. Пригожина, С. Курдюмова.
4. Направленность эволюционного процесса в бифуркационном состоянии, определяемая локальным аттрактором, который совпадает с направлением минимальной диссипации большинства элементов развивающейся системы, сформулирована Н. Моисеевым. При этом возможно возникновение резонансной положительной обратной связи в бифуркационном изменении системы как фактора ее ускоренного продвижения к неустойчивости, и наоборот, - отрицательной обратной связи как фактора повышения ее устойчивости.
Поразителен факт общеприменимости вышеуказанных принципов эволюции буквально ко всем процессам в макро- и микромире неживой и живой материи, включая социальные явления,
43
что служит основанием для эмпирического обобщения научной достоверности этих принципов.
В частности, на основе этих принципов появляется возможность предположить последовательность эволюционных преобразований системы мироздания — от начальных условий возникновения нашей Вселенной до наблюдаемого нами ее состояния. Согласно одной из гипотез (А.Е. Акимов, Г.И. Шипов), в качестве первооснов ядерных сил всего сущего в мироздании предполагаются некие элементарные спиновые моменты вращения, взаимодействие которых способно рождать энергию электромагнитных полей и полей гравитации; при этом остается возможность проявления не преобразовавшихся в вышеуказанные поля спиновых торсионных взаимодействий. Возникающие на этой основе релятивистские частицы, ядра атомов и электроны, молекулы, кристаллы, клетки и, наконец, большие массы материи — включены в системообразование мироздания. В качестве системообразующих начал периодически доминирует проявление то коммуникативной связи, то интегративного взаимодействия. Эта последовательность эволюции предшествует образованию космической пыли, из которой сбиваются вихри галактик и образуются скопления звезд, подобных нашему Солнцу с вращающимися вокруг него планетами. Наряду с гравитацией межзвездное пространство изначально было пронизано электромагнитными полями, которые порождали поляризацию космических излучений и даже взаимодействие с гравитационным полем, при условии достаточно большой напряженности гравитации или протяженности магнитного поля. О безграничных возможностях связи макромасштабных космических электромагнитных полей с процессами обмена энергией между различными участками Вселенной и материальными телами, перемещающимися в ней, а также о возможном влиянии микромасштабно структурированных электромагнитных полей на функционирование и развитие живых организмов, начиная с простейших одноклеточных, убедительно свидетельствуют работы Н.В. Красногорской, И.П. Копылова и др.
Этап самоорганизации материи в Солнечную систему с планетой Земля происходил, как указывалось выше, около 5 млрд. лет назад, после чего примерно 4 млрд лет назад на Земле из неживого, так называемого "косного" вещества возникла жизнь, т.е. жи-
44
вая материя, способная посредством обмена с внешней средой не только поддерживать свое существование, но и размножаться. Как утверждают Л. Пастер и В. Вернадский, это уникальное событие космического значения стало возможным при каких-то совершенно особых физических обстоятельствах, определить которые или тем более повторить на Земле никому из ученых пока не удалось.
Живое вещество, согласно открытию Л. Пастера, отличается от неживого обязательной особенностью молекулярного строения:
несимметрично ориентированная структура молекул обусловливает способность растворов живого вещества к поляризации пропускаемого через них света. Первопричину этой несимметричной ориентации Л. Пастер, П. Кюри и В. Вернадский предполагали в каких-то специфически структурированных электромагнитных полях Земли, которые в момент (В. Вернадский убедительно доказывает, что произошло это в очень короткое время) возникновения живой материи присутствовали в количестве, практически равном тому, что существует на Земле и в наше время. Именно сохранение массы живого вещества на Земле на протяжении 4 млрд лет рассматривалось В. Вернадским как один из аргументов в пользу гипотезы не только о единстве происхождения и эволюции жизни на Земле, но и о возможности рассмотрения всей биосферы как единого организма.
Общая масса живого вещества на Земле (в сухом виде (2-4)х1018 г) как была, так и осталась в миллиард раз меньше массы Земли (5,98х1027 г), изменившись в эволюции лишь по сложности. Описанный академиком А.И. Опариным в его широко известной теории возникновения жизни на Земле период существования первичного океанического бульона из молекул живого вещества в этом случае дополнялся этапом возникновения самих живых поляризованных молекул в океане. Это могло произойти под воздействием преломленных и ставших поляризованными световых или каких-то других лучей из космоса, либо ориентированных донных отложений в океане, либо каких-то специфически организованных электромагнитных полей локальных участков космоса, через которые проходила в то далекое время наша планета. Могла иметь место и какая-то неповторимая комбинация этих или каких-либо других, неведомых нам пока условий,
45
которые, собственно, и были причиной преобразования косного вещества материи в живое. О том, что Солнечная система проходит в своем вращении в Галактике какие-то особые точки, свидетельствует установленный палеонтологией факт повторившегося по меньшей мере 7 раз почти полного обновления разнообразия видов живых существ на Земле с периодичностью около 250 млн. лет. Это очень близко к циклу обращения нашего светила со всей его планетарной свитой вокруг центра нашей Галактики.
Первичные формы жизни на Земле, к счастью, дошедшие до нас не только в виде отложений их останков, но и в виде целого вида живущих в биосфере существ, представляли собой одноклеточные безъядерные организмы, питавшиеся в океане окислами железа и миллиарды лет выделявшие кислород. Последний был отходами их жизнедеятельности и со временем собрался в атмосфере Земли в таком количестве, что спустя почти 2 млрд. лет прокариоты завершили свое монопольное существование. Оставив на Земле после себя слой кислородной атмосферы, способный защитить от космических лучей более сложные формы жизни, прокариоты были вынуждены частично преобразоваться в эукариот. Эукариоты представляли собой уже живые клетки с ядром, способные жить в кислородной среде, размножаться они могли уже половым путем, но продолжительность жизни их была ограничена сроком, необходимым для воспроизведения жизни в потомстве.
Половое размножение эукариот существенно ускорило изменчивость видов живых существ и, следовательно, их приспособляемость к среде; но за ускорение темпов эволюции видов природа заставила расплатиться потерей бессмертия, которым, по существу, обладали прокариоты. Сам механизм преобразования прокариот в эукариоты представлял собой проникновение одной клетки в другую с последующей трансформацией внутренней клетки в ядро, сохраняющее наследственность, а внешней — в оболочку эукариота, защищающее ядро от губительной внешней кислородной среды и осуществляющее обмен веществ со средой, необходимый для жизни клетки. Последующее эволюционное преобразование эукариот в многоклеточные, а затем и позвоночные, и млекопитающие, и разумные было делом длительного времени: 2 млрд лет отделяют нас от первого экологического кри-
46
зиса жизни на Земле, когда на отбросах от прокариот возникла биосфера. Выдающуюся роль в развитии жизни на Земле сыграло появление на определенном этапе эволюции жизни растений, способных через фотосинтез под воздействием солнечных лучей усваивать углерод и выделять кислород, необходимый в достаточном количестве в атмосфере для существования и развития животного мира.
Не исключено, что в представленную на основе научных исследований гипотезу возникновения жизни со временем будут внесены существенные коррективы, которые позволят с большей логичностью и полнотой объяснить наблюдаемые нами в природе живого вещества свойства и поведенческие качества живых организмов. Однако так или иначе мы должны искать в этих качествах проявления первоосновных характеристик движущих начал эволюции и их трансформации в этапах развития биосферы.
В поведенческой структуре любого живого существа на Земле натуралисты выделяют такие легко обнаруживаемые и наблюдаемые компоненты элементарных естественных потребностей, как компонент самосохранения, компонент продолжения рода, компонент обновления информации и компонент сопереживания. Для удобства последующего рассмотрения эволюции этих первичных природных биологических потребностей в становлении Человека и Общества имеет смысл определить их отношение к движущим началам эволюции и присвоить им условные обозначения.
Компонент самосохранения Ю1 можно рассматривать как проявление связанной с потребностью к интеграции трансформированной внутренней и внешней коммуникативности всех клеток живого организма, испытывающего ту или иную неудовлетворенность в жизнеобеспечении.
Компонент продолжения рода Ю2 можно рассматривать как проявление внешней коммуникативности половых клеток, испытывающих обусловленную внутренней коммуникативностью потребность к интеграции с половыми клетками другого организма противоположного пола для обеспечения, после их слияния в зачатии, стартовой команды к взрывному процессу формирования зародыша новой жизни потомства.
Компонент обновления информации Ю3 следует рассматривать как проявление необходимой для организма смены комму-
47
никативных сигналов извне и внутри организма в связи с потребностью в восполнении интегрированного материала, иного по отношению к тому, который имеется в достатке, для обеспечения полноценной жизнедеятельности организма с достаточностью всех потребляемых им материалов.
Компонент сопереживания Ю4 можно рассматривать как проявление внешней коммуникативности двух организмов, связанной с подтверждением и резонансным взаимоусилением внутренней коммуникативности клеток, по причине сходного или противоположного ее воздействия на дискомфортное или комфортное восприятие организмом различных воздействий внешней среды или внутреннего состояния.
Именно эти компоненты элементарных естественных потребностей живых организмов и явились основой, на которой дальнейшая эволюция живой природы не только продвинулась к возникновению феномена сознания и появлению Человека как вида homo sapiens, но и стала обеспечивать становление каждого Человека — от биологического эмбриона в зачатии до самоосознающей себя и окружающий мир Личности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какая из гипотез возникновения Вселенной представляется вам более правдоподобной и почему?
2. Какая часть истории Земли сопровождается существованием на ней жизни?
3. Какую часть истории Земли занимает время существования человека?
4. Какую часть истории жизни на Земле занимает время существования человеческого общества, освоившего письменность?
5. Какие вопросы науки остались без ответа в истории эпохальных событий эволюции Вселенной?
6. В чем проявляется открытость всех процессов сштемообразования во Вселенной согласно общей теории систем?
7. В чем заключается механизм бифуркационных преобразований в эволюции систем ?
48
8. Как объясняется направленность систем к усложнению в эволюции Вселенной, по Н.Н. Моисееву?
9. В чем суть гипотезы Л. Пастера — П. Кюри об условиях возникновения жизни на Земле? Какие гипотезы известны вам еще?
10. Можете ли вы определить основные компоненты потребностей живых организмов?